Научно-просветительские мероприятия
в Музее-квартире Л.Н. Гумилёва
в марте 2018 г.

3 марта 2018 г., суббота, 18:30 «Святитель Лев, Папа Римский – небесный покровитель Л.Н. Гумилёва» (Вечер проводит Алексей Бондарев)

Свои именины Л.Н. Гумилёв неизменно отмечал 3 марта, в день святителя Льва I Великого, Папы Римского, который жил в V веке, ещё до разделения Христианской церкви на католиков и православных. Поэтому святитель Лев I всегда почитался в Православной церкви.

Л.Н. Гумилёву его святой покровитель был особенно дорог. Как известно, во время нашествия гуннов на Италию Лев I сумел удержать завоевателей от разграбления Рима, найдя общий язык с их предводителем – Аттилой, в котором он видел «бич Божий за грехи наши нам посланный». В 452 году по просьбе императора Валентиниана III святитель Лев отправился в лагерь Аттилы, находившийся близь Мантуи. Согласно преданию, успех в переговорах был достигнут в частности и потому, что святитель Лев в отличие от многих своих современников относился к гуннам без высокомерного пренебрежения и не смотрел на кочевников, как на звероподобных варваров. Проявив должный такт и уважение, римский первосвященник заслужил расположение грозного вождя гуннов и снискал симпатии многих его соратников. Так что святитель Лев I Великий был для Льва Гумилёва не только небесным покровителем, но и своего рода предшественником, «первым хуннологом», как называл его сам Гумилёв.

Святитель Лев умел совмещать пастырскую мягкость и доброту с несокрушимой твердостью в вопросах вероисповедания. Исторические памятники, описывающие времена свт. Льва Великого сообщают о его огромном духовном авторитете, пасторской энергии, ревностном служении своей пастве и всей Церкви.

10 марта 2018 г., суббота, 18:30 Нежный друг мой, беспощадный враг”: Николай Гумилёв и Лариса Рейснер (вечер проводит Наталия Яковлева)

Нежный друг мой, беспощадный враг,

Так благословен твой каждый шаг,

Словно по сердцу ступаешь ты,

Рассыпая звезды и цветы.

Н. Гумилёв

Ларисе Рейснер, юной и очаровательной студентке Психоневрологического института, знаменитый поэт Николай Гумилёв посвятил не только стихи, но и поэму «Гондла», дав героине имя Лери. Их переписка – ярчайшая страница в эпистолярном наследии Серебряного века; их стремительный роман – огненная вспышка, опалившая поэта.

Ларису Рейснер называли олимпийской богиней, валькирией древнегерманских саг, Жанной д`Арк революции. Она была талантливой журналисткой, ее острый ум сочетался с сильным характером, она стала единственной женщиной-комиссаром, воевавшей на флоте; её окружал ореол легенд, всеобщего поклонения. Но чувство к Николаю Гумилёву “так похожее на любовь” навсегда осталось в ее сердце. Сам поэт назвал этот роман "Самофракийской победой".

17 марта 2018 г., суббота, 18:30 «Под звон мечей и пенье стрел»: культура войны скифского мира Евразии (вечер проводит Светлана Щеброва)

Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы, —

С раскосыми и жадными очами!

Александр Блок, 1918 г.

В I тыс. до н.э. на степной территории Евразии возникла культура скотоводов-кочевников, давшая название целой исторической эпохе. Согласно античным источникам, европейские племена степных и лесостепных областей Северного Причерноморья известны как скифы. Самоназвание других кочевых народов Евразии неизвестно из-за отсутствия у них письменности.

Каков был ареал обитания евразийских кочевников? Кем они были по своей антропологической принадлежности, к какой языковой семье относились? Какое происхождение имели эти люди – носители схожих культурных традиций, но вместе с тем удаленные друг от друга на тысячи километров? Были ли у них общие корни и, если да, то какие? Под влиянием каких факторов сформировалась их культура? Что собой представлял знаменитый «звериный стиль», столь присущий культуре народов Евразийского мира? Чем объяснить устойчивое представление об «особой воинственности» народов Великой степи? Почему контакты кочевников с другими народами не всегда были мирными? Каковы были особенности скифского мировосприятия и мифологические представления о мироустройстве древних кочевников Евразии? Существует ли взаимосвязь между типом культуры и способами мышления? Можно ли рассматривать искусство звериного стиля древних кочевников Евразии как особую знаковую систему, направленную на милитаризацию общества, а артефакты как «тексты» культуры войны? Допустимо ли употребление словосочетания «культура войны», и каковы её составляющие? В чем состоит вклад скифов в мировую культуру? Какое наследие оставили нам кочевые народы Евразии? И кто их потомки сегодня?

Все эти и многие другие вопросы мы попробуем обсудить вместе с кандидатом культурологии Светланой Яковлевной Щебровой, многие годы занимающейся изучением культуры древних кочевников Евразии.

24 марта 2018 г., суббота, 18:30 Слепнёвский дом Гумилёвых. Об истории создания музея Анны Ахматовой, Николая Гумилёва и Льва Гумилёва в Градницах (вечер проводит Лидия Богданова)

«Вот дом, старинный и некрашеный,

В нем словно плавает туман,

В нем залы гулкие украшены

Изображением пейзан.

И сердце мучится бездомное,

Что им владеет лишь одна

Такая скучная и тёмная,

Незолотая старина…»

Н. Гумилёв,
«Старина» (1908)

Вспоминая о своём детстве, Л.Н. Гумилёв говорил: «Слепнёво и Бежецк — это моя отчизна, <…> я этим воздухом дышал и воспитался <…> этот якобы скучный ландшафт, очень приятный и необременительный, эти луга, покрытые цветами, васильки во ржи, незабудки у водоемов, желтые купальницы — <…> они освобождают душу, которой человек творит…»

На вечере речь пойдет об истории усадьбы Слепнёво, принадлежавшей Гумилёвым (Тверская губерния). Гумилёвская усадьба — это уникальный памятник истории, хранящий память не только о семье Николая Гумилёва, но и о роде Львовых, из которого происходила мать поэта. Здесь жили Анна Ахматова, Николай Гумилёв, здесь прошло детство и их сына Льва Гумилёва… Как запечатлелся в их творчестве и воспоминаниях образ Слепнёвской усадьбы и Бежецкого края? Что собой представляла эта дворянская усадьба в Слепнёво? Благодаря каким обстоятельствам смог уцелеть дом Гумилёвых, и почему он переместился в соседнее село Градницы? Благодаря кому удалось создать в этом доме музей, который сейчас называется «Дом поэтов»? Какие уникальные экспонаты хранятся в этом музее? Кто были последние жители деревни Слепнёво, и что они поведали нам об ушедшей эпохе?

Вечер проводит Лидия Александровна Богданова, научный сотрудник Государственного литературного музея (Москва), одна из участниц создания музея Анны Ахматовой, Николая Гумилева и Льва Гумилева в Градницах.

Адрес музея: Коломенская ул. 1/15, кв. 4.
Телефоны: (812) 571 09 52; 272-22-11, 579-72-39.

akhmatova.spb.ru, gumilev-museum.ru, vk.com/lngumilevmuseum