(28.2.1866, Бахмут, Екатеринославской губ. — 23.4.1924, Прага) — философ права, общественный деятель. Родился в купеческой семье. В 1884 окончил екатеринославскую гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, с которого в том же году перешел на юридический факультет. По окончании университета в 1888 Новгородцев был оставлен на кафедре истории философии права для подготовки к профессорскому званию. В конце 1880-х Новгородцев сблизился с социал-либеральным кружком В.Вернадского, С.Ольденбурга и др. (“Приютинское братство”) и принял участие в ряде его общественных инициатив, в том числе во время голода 1891-92. С 1890 по 1899 с перерывами работал над диссертацией в заграничных командировках. В 1896 избран приват-доцентом университета, в 1897 защитил магистерскую диссертацию “Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба”. С 1898 читал в университете курс истории философии права. В 1902 защитил докторскую диссертацию “Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве” и в 1903 стал профессором университета по кафедре энциклопедии права и истории философии права. В 1901-2, вместе с представителями “критического направления” в русском марксизме (П.СтрувеС.БулгаковымС.Франком и др.) стал одним из составителей и редактором сборника “Проблемы идеализма” (1902), положившего начало синтетическому либерально-социалистическому “идеалистическому направлению” в русском освободительном движении. С 1904 член Совета Союза освобождения. В конце 1905 Новгородцев вступил в кадетскую партию, в марте 1905 был кооптирован в состав ее ЦК. Избранный в 1-ю Государственную думу от Екатеринославской губернии, летом 1906 принял участие в составлении и принятии оппозиционными депутатами думы Выборгского воззвания о гражданском неповиновении в связи с досрочным ее роспуском, за что подвергся тюремному заключению. Лишенный избирательных прав, Новгородцев отказался и от профессуры Московского университета, продолжая читать там лекции в качестве приват-доцента (1907-11).С 1906 возглавил Московский коммерческий институт, ставший центром притяжения либеральной профессуры. Одновременно преподавал на Высших женских курсах. 

Труды и лекции Новгородцева сделали его признанным главой идеалистической школы в русской философии права. Критикуя историзм и релятивизм в философии права, он обосновывал идеи естественного права, опирающегося на этику “абсолютных ценностей”. Соединяя идеи этической автономии личности и правового государства, Новгородцев стремился согласовать личное и общественное начала права, политическую свободу и социальную справедливость. Однако, признавая абсолютные идеалы, Новгородцев последовательно выступал против разнообразных консервативных, социалистических и анархических “утопий земного рая”. 

В 1911 в знак протеста против нарушения университетской автономии вышел в отставку из университета. В годы 1-й мировой войны — активный сотрудник Всероссийского союза городов, московский уполномоченный Особого совещания по топливу. После Февральской революции 1917 вновь избран профессором Московского университета, стал членом-учредителем “Лиги русской культуры”, ее Временного комитета в Москве. Избранный снова в состав ЦК кадетской партии, Новгородцев занял определенно антиреволюционную позицию, полагая необходимым установление военной диктатуры для предотвращения государственной катастрофы. В 1918 один из инициаторов создания и руководителей ряда антисоветских подпольных организаций в Москве; в мае, избежав ареста, перешел на нелегальное положение. Участник сборника “Из глубины” (1918). Летом-осенью 1918 перебрался в расположение белых армий на Юге России. Из-за боязни навредить своей семье, оставшейся в Советской России, отказывался от занятия официальных постов (ему предлагали заведовать управлением народного просвещения в администрации генерала Деникина) и публичных выступлений, хотя негласно участвовал в разработке законопроектов Особого совещания при Деникине. В 1919 участник конференции кадетской партии в Екатеринодаре и Харькове. Выехав по болезни за границу, вскоре вернулся в занятый войсками генерала Врангеля Крым, короткое время преподавал в Симферопольском университете. 

После эвакуации из Севастополя (сент. 1920) жил некоторое время в Берлине, сотрудничал в газете “Руль”, участвовал в работе местной кадетской группы. С конца 1920в Праге, отклонив ряд предложений о политико-публицистической деятельности (в том числе в журнале П.Струве “Русская мысль”), сосредоточился на преподавательской работе. В 1921-22 читал лекции в Аахенской технической школе. Весной 1922 основал и возглавил Русский юридический факультет при Пражском университете, стал инициатором создания при нем студенческого Религиозно-философского общества им. Вл.Соловьева. На частной встрече кадетов в Праге 13.4.1923 заявил о необходимости разрыва со старыми кадетскими традициями, об обреченности идей либерализма. По его мнению, в ходе возрождения России идеи правового государства и свободы личности должны быть на время забыты. В конце жизни в серии статей и публичных выступлений Новгородцев сосредоточил свое внимание на религиозном обосновании общественной свободы и права, стремясь синтезировать западническую идею правового устроения жизни с православно-почвенническим проектом внутреннего преобразования личности. 

Источник: Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. – С.462-463.