Исследование, подготовка к публикации и комментирование рукописного наследия Н.С. Войтинской (1886-1965)

Проект РГНФ № 13-33-01218

(руководитель С.А. Троицкий)

Исследование направлено на изучение отечественной эстетики и философии искусства 1910 – 1920-х годов, в том числе на процессы институциализации этих дисциплин в советской науке, их связи с новыми концепциями искусства и художественной практикой постреволюционной России, а также на сравнительное изучение становления философии искусства в Европе и России в начале ХХ века.

В истории отечественной гуманитарной науки 1910 – 1920-е годы оказались одним из наиболее плодотворных периодов, который в исследовательской литературе изучен несравненно слабее философско-религиозных поисков, например, Серебряного века. Тем не менее, именно в 1920-е годы появились оригинальные эстетические и философские концепции искусства. Многообразие методологических установок, необходимость осмыслить результаты художественных экспериментов начала ХХ века вместе с использованием «традиционных» подходов в эстетике, исторического изучения искусства, согласование их с социологическими тенденциями марксизма, способствовали выработке нового понимания искусства и науки о прекрасном. Теоретическое значение этих концепций сохраняет свою ценность и для современной философии искусства и эстетики. Современные исследователи культуры активно используют методологический аппарат, разработанный Венской школой искусствознания. Актуальность исследования научного рукописного наследия Н.С. Войтинской состоит в том,что изучением Венской школы и формированием ее терминологического аппарата на русском языке занималась именно Войтинская. Кроме того, для выявления исторических параллелей между реформированием высшей школы 2000-х и 1920-х оказывается достаточно актуальным пример Н.С. Войтинской как преподавателя и как ученого. В условиях трансформирования системы высшего образования важным оказывается восстановить, как происходила смена парадигмы преподавания в другие периоды российской истории. Н.С. Войтинская (Левидова) была ярким представителем своего времени, на ее примере четко прослеживается смена культурных приоритетов и научных ценностей преподавателя высшей школы 1920-х гг. Как выпускница Высших бестужевских курсов Н.С. Войтинская принадлежала к традиции дореволюционной парадигмы преподавания, но работать ей выпало в период становления системы советского высшего образования, она активно участвовала в процессе формирования новой парадигмы.

Проект направлен на изучение философии искусства и эстетики 1910-1920-х гг. в России, в частности, на исследование и подготовку к изданию рукописного наследия Надежды Савельевны Войтинской (Левидовой) (1886-1965). Значение научного и художественного творчества Н.С. Войтинской, профессионально занимавшейся как изобразительным искусством, так и эстетикой и философией искусства, остается недооцененным, а теоретические труды неизученными. На основе концепций Вельфлина, Бергсона, Ригля, Земпера и др. Войтинская фактически сформулировала альтернативную для России 1920-х годов философию искусства, отличающуюся как от теоретических рефлексий русского авангарда, левого искусства и усиливающегося идеологического доминирования марксизма. Задача изучения наследия Н.С. Войтинской распадается на три части. Во-первых, историко-биографический очерк жизни и деятельности Н.С. Войтинской, включающий исторический аспект проблемы формирования советской философии искусства в России. Во-вторых, изучение и подготовка к публикации теоретических сочинений Н.С. Войтинской. В-третьих, историко-философский анализ ее работ по философии искусства и эстетики.

Научное наследие Н.С. Войтинской практически не изучено и не опубликовано. Издание ее трудов по философии искусства и эстетике – это только первый шаг к дальнейшему изучению ее творчества. Разработанная Н.С. Войтинской философия искусства показывает, что в 1910 – 1920-е годы помимо религиозно-философского, авангардистского и марксистского понимания и осмысления искусства существовал и иной подход, философские корни которого уходят в неокантианство и философию жизни. Проект впервые предлагает комплексное исследование научного наследия и творчества Н.С. Войтинской, включающее составление подробной биографии ее трудов и произведений, описание вызванной ими полемики, реконструкцию ее философско-эстетического учения. Исследование будет проводится прежде всего на основе архивов Российского института истории искусств, Отдела рукописей Российской национальной библиотеки, фондов Музея-института семьи Рерихов и Государственного русского музея, архива семьи Войтинской, что позволит ввести в научный оборот не только новые факты и тексты, но и полнее представить панораму философских поисков в России в первую треть XX века.

В основе исследовательского проекта лежит метод ретроспективного анализа такого явления российской интеллектуальной жизни 1910-1920-х гг как эстетика и философия искусства, что позволяет зафиксировать, а затем реконструировать философские концепции представителей этого направления. Отправной точкой исследования служит творчество Н.С. Войтинской. В качестве вспомогательного метода используется прием эмпирико-исследовательского описания историко-культурного и интеллектуального контекста эпохи. Из совокупности философских исканий представителей гуманитарной науки 1910-1920-х гг. выделяются проблемы становления советской философии, теоретического обоснования искусства, мировоззренческого значения философии и искусства, эстетические идеалы, которые реализовались в теоретических сочинениях и художественных произведениях графики и живописи Н.С. Войтинской (Левидовой). При этом активно используются теоретические построения в области эстетики 1910-1920-х гг. в недрах самого искусства, а также результаты, достигнутые в изучении истории советского искусства и методологии марксистской науки в смежных гуманитарных дисциплинах. В работе планируется активно привлекать как историко-философские и эстетические исследования, так и историко-культурные и историко-политические исследования, описывающие 1910-1920-е гг., что позволит обратить внимание на историко-культурный и философско-эстетический контекст эпохи, в которую работала Н.С. Войтинская, на то, в какой форме в условиях идеологической "борьбы с философией", "борьбы с идеализмом" возможна была философия и наука об искусстве. Необходимо сопоставить с ее воззрениями на искусство эстетические взгляды А.Ф. Лосева, Г.Г. Шпета, О. М. Фрейденберг и других представителей немарксистской философии, с одной стороны, и с другой - показать трансформацию эстетики Н.С. Войтинской в марксистскую социологию искусства, как наиболее отвечающую "духу времени" форму философствования об искусстве.Также необходимым кажется показать концептуальную самобытность Н.С. Войтинской даже в рамках марксистской философии (социологии) искусства при сопоставлении с другими философами искусства, принадлежавшими к марксистскому направлению, например, с Л.И. Аксельрод. Таким образом, планируется показать на примере истории изменений научных взглядов Н.С. Войтинской типичность трансформации воззрений других философов в сторону марксистского понимания. Планируется также подробно разобрать отношение Н.С. Войтинской с становлению советской системы высшего образования, воспитываясь в семье преподавателя высшей школы С.И. Войтинского, получив образование на Высших бестужевских курсах, Н.С. Войтинская вобрала "дух" дореволюционной системы высшего образования, но вместе с тем, проработав уже в советское время в Российском институте истории искусств (Зубовском институте) она сыграла важную роль в формировании системы преподавания в "новых" послереволюционных условиях. Исследование распадается на следующие этапы. Во-первых, историко-биографический очерк жизни и деятельности Н.С. Войтинской, включающий исторический аспект проблемы формирования советской философии искусства в России. Во-вторых, изучение и подготовка к публикации теоретических сочинений Н.С. Войтинской. В-третьих, историко-философский анализ и реконструкция философии искусства Войтинской. В рукописном наследии Н.С. Войтинской соискатели гранта выделяют пять тематических разделов, отражающих основные проблемы и темы ее философского творчества. 1. Рецепция философии жизни А. Бергсона. В этот раздел включается большая ранняя рукописная работа «Бергсон», написанная, по всей видимости, в 1910-е гг. 2. Теоретики искусства в XIX веке. В раздел включены доклады "Теоретики романтизма", " Готфрид Земпер", "Франц Викгоф", "Ал.Ригль", "Генрих Вельфлин", прочитанные в конце 1920-х гг. 3. Теоретики классицизма и теоретики барокко. В раздел включены статьи 1928-1929 гг., среди которых "Аристотель и аристотелизм", "Схемы эволюционного развития искусства в XIX веке." 4. Марксистская философия и теория искусства. В этот разделы включены доклады "Социология искусства и марксизм", "Социология искусства и исторический материализм", прочитанные в 1927 году, к ним примыкает сочинение "Философские предпосылки марксизма". 5. Письма, записные книжки, и др. документы, позволяющие восстановить исторический и культурный контекст, в котором работала Н.С. Войтинская. Историко-биографическая часть исследования состоит из трех разделов: 1. Историко-культурный контекст деятельности Н.С. Войтинской (1910-1920-х гг). В разделе планируется рассмотреть культурную, политическую, идеологическую, философскую, художественную ситуации в 1910-1920-х, т.е. в период наибольшей художественной и исследовательской активности. 2. Период художественной активности Н.С. Войтинской. В разделе планируется осветить деятельность Н.С. Войтинской как художника, обучение изобразительному искусству, участие в художественных выставках, охарактеризовать специфику уникального творческого метода, взаимоотношения с "коллегами по цеху". 3. Период философского осмысления искусства. Теория искусства как философия во взглядах Н. С. Войтинской. В разделе предполагается дать характеристику преподавательской, исследовательской деятельности Н.С. Войтинской, дать обзор основных теоретических и философских взглядов Н.С. Войтинской. 4. Литературная и переводческая деятельность Н.С. Войтинской. В этом разделе планируется дать краткий обзор и характеристику Н.С. Войтинской как литератора и переводчика, проанализировать основные литературные произведения и описать взаимоотношения с издательствами и другими литераторами. 5. Последние годы жизни Н.С. Войтинской. Раздел предполагается посвятить послевоенному периоду жизни Н.С. Войтинской вплоть до смерти в 1965 г. В качестве итога предполагается подготовить сборник философских и теоретических сочинений Н.С. Войтинской, монографию о Н.С. Войтинской. Исследование рассчитано на три года. 2013 г. – сбор архивных материалов и уточнение исторических и биографических данных, подготовка к печати двух статей о Н.С. Войтинской. Подготовка к публикации пяти работ, написанных Н.С. Войтинской. Выступление на двух конференциях с докладами о философии искусства Н.С. Войтинской. 2014 г. - публикация научных статей. Подготовка к публикации всего корпуса доступных научных трудов по эстетике и философии искусства Н.С. Войтинской. Выступления на научных конференциях. Выступление на двух конференциях с докладами, посвященными биографии, философии и творческому наследию Н.С. Войтинской. 2015 г. - завершение работы над итоговой монографией о Н.С. Войтинской. Подготовка к публикации и публикация отдельных писем Н.С. Войтинской. Подготовка и проведение цикла студенческих и аспирантских семинаров по философскому наследию Н.С. Войтинской. Подготовка и проведение цикла студенческих и аспирантских семинаров по философскому наследию Н.С. Войтинской. На основе полученных данных написание раздела о философии искусства Н.С. Войтинской в докторской диссертации руководителя проекта. Подготовка к печати сборника научных трудов Н.С. Войтинской с предисловием, комментариями и био-библиографической справкой

ворчество и наследие Н.С. Войтинской практически не изучено. Несмотря на появляющийся интерес к художественным произведениям Н.С. Войтинской (выставка в СПбГМИ семьи Рерихов, экспонирование отдельных работ в ГРМ), специальных исследований, посвященных художнице, нет. Рукописное наследие было систематизировано библиографами и архивариусами архивных фондов (каталог, составленный В.Сажиным в ОР РНБ), но специального изучения не производилось. Опубликованные статьи В.В. Воинова, А.С. Сытовой, В. Воропанова, Г. Черненко, А. Гонтаренко, В.Ф. Шубина, Н. Аумова, В. Лукницкой, Л. Сидоровского, А.Г. Рабинянц, А. Л. Левидовой и др. о Н.С. Войтинской носят характер общебиографических или посвящены искусствоведческому анализу изобразительных произведений Н. С. Войтинской. Историко-культурный и историко-философский контекст эпохи позволяют восстановить работы по истории философии 1920-х гг., которая в послднее время вызывает повышенный интерес, благодаря чему сложилась определенная традиция исследования (публикации в "Вопросах философии", посвященные описываемому периоду, 1 т. сборника "Философия не кончается", работы по истории неокантианства в России Н. Дмитриева, В. Кантора и др., сочинения Мельникова), вместе с тем стали доступны для чтения тексты научных произведений современников Н.С. Войтинской, таких, как А.Ф. Лосев, Г.Г. Шпет, В.Н. Муравьев, Б.Фохт и др.