Московский государственный университет
имени М.В. Ломоносова
 На правах рукописи


Ахматов Алексей Валерьевич
Философия права евразийства.
Историко-философский анализ
Специальность 09.00.03 — «История философии»
Диссертация на соискание ученой степени
кандидата философских наук
Научный руководитель
Доктор философских наук,
профессор В.Я. Пащенко
кандидат философских наук,
доцент Т.П. Покровская
Москва 2009


Оглавление
Введение 3
Глава I. Феномен евразийства 11
§ 1. Генезис, эволюция и концептуальные положения евразийского учения 12
§ 2. Истоки государственно-правовых идей
евразийцев в философии права 36
Глава П. Философия государства и права евразийцев 52
§ 3. «Государство правды» евразийцев 56
§ 4. Правовая концепция евразийцев 95
Заключение 152
Библиография 155

Введение
Актуальность темы исследования.
Философские исследования государства и права имеют давние и очень
богатые традиции, восходящие к самым истокам философии. Практически вся
жизнедеятельность человека в современном обществе в той или иной степени
неизбежно сопряжена с функционированием государства и права. Учитывая то
обстоятельство, что право является одним из основополагающих регуляторов
общественных отношений в государстве, представляется справедливым
говорить о том, что проблема философского осмысления государства и права
относится к числу важнейших для наук, изучающих с философских позиций
человека и общество, и, прежде всего, для истории философии.
В современных условиях радикальных преобразований в России и
становления начал права и правовой государственности существенно
возрастает роль философского осмысления проблем права. Переход к
демократии и рыночной экономике в постсоветской России способствовал
активизации исследования целого спектра разных фундаментальных проблем
философии права, что одновременно выявило недостаточность и слабость
современной философской литературы, посвященной изучению прежде всего
философско-правового наследия отечественных дореволюционных и
постреволюционных философов. И в настоящее время представляются
необходимым поиски ответов на многократно задаваемые отечественными
философами вопросы «Кто мы?», «Что происходит?» и «Что делать?» в том
числе и в проблемном поле философии права.
Для осмысления особенностей отечественной культуры, русского
национального самосознания в том виде, в каком это отразилось в русской
философии, особый интерес представляют исследования взаимодействия
философствования в России с философскими идеями и концепциями Западной
Европы и Востока. В этой связи актуальными представляются работы тех
мыслителей, которые не отвергая категорически западную философию, или,
напротив, выступая ее эпигонами, глубоко изучили западную философскую
традицию и философские концепции Востока, освоили их, и затем создали
свою оригинальную философскую школу. К таким мыслителям относятся
представители евразийства, работы которых посвящены исследованию сугубо
специфической проблемы именно русской философии — выбору исторического
пути развития России между Западом и Востоком.
Евразийство, как писали сами основатели этого течения, есть
«российское пореволюционное политическое, идеологическое и духовное
движение, утверждающее особенности культуры Российско-Евразийского
мира». Евразийство как интеллектуальное течение возникло в среде русской
эмиграции 1920-30-х годов. Основной акцент оно делало на исследовании
тесной исторической взаимосвязи русской культуры с рядом других, прежде
всего восточных культур, В последнее время об идеях евразийства у нас в
стране не утихают широкие общественные споры в связи с рядом уникальных
составляющих данного течения (принципиально иная оценка роли татаро-
монгольского ига в истории России и др.). Несмотря на очевидное значение
проблематики евразийства, ее постоянную и высокую актуальность, многие ее
аспекты, однако, до сих пор не получили должной научной разработки и
философского осмысления.