ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи

ГЛОБА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ ВО II ПОЛОВИНЕ
XVIII ВЕКА (Г. С. СКОВОРОДА И Я. П. КОЗЕЛЬСКИЙ)
Специальность 09.00.03. - история философии
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель -
доктор философских наук,
профессор В.Ф. Титов
Мурманск - 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Формирование философских взглядов
Г. С. Сковороды и Я. П. Козельского и их идеи о человеке и морали. 14
1.1. Социально-политические и философские истоки
становления взглядов Г. С. Сковороды и Я. П. Козельского 14
1.2. Человек и его философское осмысление 35
1.3. Этические идеи и их роль в жизни общества 56
Глава 2. Секуляризация социальных
идей Г. С. Сковороды и Я. П. Козельского 77
2.1. Скептическое отношение Г. С. Сковороды и Я. П. Козельского к
некоторым догматам религиозной веры и деятельности православного
духовенства как проявление свободомыслия 77
2.2. Труд и просвещение как важнейшие
факторы общественного развития 92
Заключение 114
Библиографический список использованной литературы 118

Введение
Актуальность темы исследования. Философские взгляды Григория
Саввича Сковороды (1722 — 1794), русско-украинского мыслителя, не обделены
вниманием русских и украинских исследователей. Начиная с XIX века и по
настоящее время к его творческому наследию обращалось не одно поколение
ученых, интересующихся проблемами философии. Кстати, нелишне будет
упомянуть, что представители других наук, в частности, историки,
литературоведы, музыканты, педагоги также проявляли и проявляют большой
интерес к его трудам и его деятельности. Интеллектуальное влияние и роль Г. С. Сковороды в общественно-
политической жизни России и Украины XVIII и I половины XIX века
несомненны. По-видимому, не будет преувеличением утверждение, что в XVIII
веке после М. В. Ломоносова Г. С. Сковорода является наиболее крупным
мыслителем, жившим и творившим в этот период.
Изучение философского наследия Г. С. Сковороды осложняется тем, что
его сочинения длительное время находились только в рукописях. При его
жизни не было напечатано практически ни одного произведения. Лишь после
его смерти начали появляться отдельные публикации, а основные философские
произведения увидели свет через много десятилетий. Появление трудов
мыслителя надолго было задержано религиозной цензурой, которая находила в
них «мысли, противные священному писанию», и по этой причине либо совсем
В отличие от тех исследователей, которые считают Г. С. Сковороду русским или
украинским мыслителем, мы утверждаем, что Г. С. Сковорода является русско-украинским
философом. Для подобного утверждения имеются веские основания. Хотя Г. С. Сковорода
родился на украинской территории, получил там образование, но творческую часть своей
жизни он прожил и проработал на русской земле, да и за рубеж он ездил как русский
подданный. Умер Г. С. Сковорода, как известно, в Харьковской области, которая входила в
состав коренной России и только в советское время была передана из состава РСФСР под
юрисдикцию Украины. В течение многих десятилетий труды Г. С. Сковороды издавались
только на русском языке. Но самым важным аргументом является то, что Г. С. Сковорода
писал и говорил о тех проблемах, которые интересовали и волновали как русских, так и
украинцев запрещала их печатать, либо разрешала публиковать со значительными
сокращениями.
В опубликованных работах о Г. С. Сковороде и оценке его философского
наследия преобладают в основном лишь два подхода. Сторонники первого
отрицают оригинальность мировоззрения философа и пытаются рассматривать
его творчество как результат влияния отцов церкви и западноевропейских
философов.