На правах рукописи

 

Бузук Наталья Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эволюция философско-правовых воззрений Н.Н. Алексеева:

историко-философский анализ

 

 

 

 

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата

философских наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность – 09.00.03 – история философии

Москва – 2012

Диссертация выполнена на кафедре истории и философии образования и науки Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

 

 

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Семаева Ирина Ивановна

 

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Демина Лариса Анатольевна

кандидат философский наук, доцент Руднева Ольга Сергеевна

 

Ведущая организация:кафедра философии, социологии и истории ФГБОУ ВПО «Российская открытая академия транспорта Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ)»

 

 

Защита состоится «7» февраля 2013 года в «15» часов на заседании Диссертационного совета по философским наукам Д. 212.155.08 при Московском государственном областном университете по адресу: 105005, г.Москва, ул. Радио, д.10а.

 

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного областного университета по адресу: 105005, г.Москва, ул. Радио, д.10а. Автореферат диссертации представлен на сайте www.mgou.ru

Автореферат разослан «___» _____________ 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук,

                                                                                  доцент Я.В. Бондарева.

 

 

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследованияобусловлена, во-первых, необходимостью осознания специфики отечественной культуры, что невозможно вне бережного исследовательского отношения к самобытным идеям русской философии. В этой связи философские воззрения Н.Н. Алексеева (1879-1964), одного из теоретиков евразийского движения, имеют особое значение. Он жил в эпоху колоссальных потрясений, являлся непосредственным свидетелем и участником двух мировых, одной локальной (русско-японской (1905 год) и гражданской войн. На годы его жизни пришлись события трех русских революций, крах многовековой Российской империи, годы эмиграции, становления Советского государства. Эти и другие глобальные социальные потрясения нуждались в соответствующем философском осмыслении. Одним из итогов подобного рода исканий явилась разработанная им философско-правовая концепция евразийства, интерес к которой в нашей стране, участнице Евразийского экономического союза, неуклонно возрастает.

Во-вторых, правовой курс нашего государства нуждается в дальнейшем совершенствовании, в том числе и посредством философско-методологического обоснования. Обращение к творческому наследию Н.Н. Алексеева, стремившегося разработать собственную методологию исследования, позволяет своевременно ставить и разрешать социально значимые проблемы, основываясь на историко-философском усвоении достижений отечественной дореволюционной, советской и эмигрантской философско-правовой мысли. Эта правовая разумность особенно нужна в условиях современных социальных преобразований в России, адекватного осмысления и эффективного разрешения задач построения правового государства и гражданского общества. Во избежание новых ошибок и социальных деформаций сегодня, как никогда, необходимо внимательное отношение к российскому философско-правовому наследию. Знание философско-правового исторического опыта способствует лучшему пониманию современности, недопущению опасных повторений негативного прошлого.

В-третьих, представляют интерес размышления Н.Н. Алексеева относительно природы социально-гуманитарных знаний и специфики социального познания, невозможности применения к ним «исследовательских шаблонов естествознания». Он был в числе первых отечественных философов, выступавших против «натурализма», против некритичного копирования методологии естествознания при исследовании социально-гуманитарных (философско-правовых) проблем. Разделяя гегелевскую мысль о том, что философия не должна быть назидательной, полагал, что истинная методология способна привести к верным научным и философским результатам. Всем своим интеллектуальным творчеством Н.Н. Алексеев утверждал, что философия является способом постижения природы социальных (правовых) процессов, построения правовой концепции, способной адекватно реагировать на «вызовы» современного мира и предлагать эффективные решения.

В-четвертых, историко-философское осмысление эволюции философско-правовых воззрений Н.Н. Алексеева позволяет лучше понять его исследовательскую стратегию, основанную не только на приверженности к философии, но и на постоянной устремленности к новым достижениям мировой и отечественной науки. Результаты его деятельности были следствием как внезапного интеллектуального озарения, так и кропотливого, изнурительного мыслительного труда, итогом его философского самовыражения. За философскими и философско-правовыми абстракциями он всегда видел современные проблемы, а как патриот стремился посредством философского знания интеллектуально обосновать истинные цели в созидании общества, развитии человека, выбрать наиболее приемлемые пути и формы, обеспечивающие процветание Отечества.

Степень разработанности темы исследования. Творчество Н.Н. Алексеева лишь в конце 80-х начале 90-х годов привлекло внимание исследователей[1]. Современный период развития российской государственности придал его идеям новое звучание. Философско-правовая концепция мыслителя приобрела достаточную популярность в рамках возросшего интереса к евразийству в целом. Это позволяет выделить две группы источников: общеевразийскую, характеризующую научный потенциал движения, и специальную, посвященную изучению философского наследия Н.Н. Алексеева.

Общеевразийская группа источников представлена как идеями классиков этого учения (Н.С. Трубецким, П.Н. Савицким, Л.Н. Гумелевым и др.), закрепленными в программных документах[2], так и критическими исследованиями евразийства (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Ф.А. Степун, Г.В. Флоровский и др.[3]), а также историко-философскими подходами В.В. Зеньковского, Б.В. Емельянова, С.С. Хоружего, геополитическими идеями А.А. Дугина и т.д. [4], философскими исследованиями тех проблем, которые в той или иной степени интересовали Н.Н. Алексеева. Речь идет об исследованиях Я.В. Бондаревой, Л.А. Деминой, А.В. Деникина, З.Д. Деникиной, А.А. Кокорина, С.В. Макеева, Н.В. Михалкина, В.А. Песоцкого, И.И. Семаевой и др.[5]

Специальную группу источников, непосредственно связанную с анализом эволюции философско-правового наследия Н.Н. Алексеева, условно, можно подразделить на подгруппы. Первую подгруппу составляют философско-правовое и публицистическое наследие самого мыслителя. Вторую подгруппу составляют диссертационные исследования взглядов Н.Н. Алексеева преимущественно на государство. Так, С.П. Овчинникова изучала позицию мыслителя о своеобразии политико-правового менталитета русского народа и его отражении в российской правовой традиции[6]. И.В. Новоженина показала место и роль взглядов Н.Н. Алексеева на евразийское государство как особый путь правовой культуры[7]. А.В. Шишкова занималась выявлением социокультурных аспектов, влиявших, по мнению Н.Н. Алексеева, на управление российской государственностью[8]. За рамками названных работ остались многие оригинальные методологические, собственно философские и философско-правовые идеи Н.Н. Алексеева. Предпочтение исследователями отдавалось преимущественно евразийскому периоду творчества мыслителя.

Третья подгруппа работ связана с изучением позиции мыслителя преимущественно о философии права. Представляет интерес рецензия Г.Д. Гурвича на работу Н.Н. Алексеева «Основы философии права»[9]. А.В. Ахматов, осмысливая учение евразийского права, относит их идеи к неопозитивистскому типу правопонимания[10], что вызывает недоумение, учитывая критическое отношение Н.Н. Алексеева к юридическому позитивизму и зная его философско-правовые симпатии к традиции естественного права. Исследованием проблем философии права Н.Н. Алексеева занимались И.В. Борщ и И. Дефорж[11]. И.В. Борщ на основе анализа различных методологических и философских влияний на Н.Н. Алексеева выделяет в его творчестве четыре периода: неокантианский (1900 - 1918), феноменологический (1918 - 1925), евразийский (1926 – конец 30-х годов XX века), постевразийский (1940-1964). Подобная периодизация вызывает множество вопросов, что во многом определяется размытостью взятых за ее основу критериев. Так, например, неясно почему неокантианский период определяется с 1900 по 1918 годы? Ведь в начале XX века Н.Н. Алексеев был увлечен идеями марксизма. Он называл лидера «легального марксизма» П.Б. Струве одним из своих учителей, а знакомство с неокантианской философией произошло во время его стажировки в 1908-1910 годах. Свою диссертацию, в которой чувствовалось влияние неокантианства, он защитил в 1911 году. Насколько обоснованно определение второго периода как «феноменологического»? Ведь сам Н.Н. Алексеев в предисловии к «Основам философии права» указывал, что его метод можно назвать феноменологическим только с рядом оговорок. Он не называл Э.Гуссерля в качестве одного из своих духовных учителей, отмечал влияние на свои взгляды работ А.Бергсона, основателя «философии жизни» и русского философа-интуитивиста Н.О. Лосского. Вызывают сомнения и временные границы периода – 1918-1925 годы. Неясно, что мешало Н.Н. Алексееву применить феноменологический метод до и после указанного времени[12]. Также остаются неясными методологические предпочтения Н.Н. Алексеева в неокантианский период? По мнению И.В. Борщ, феноменологическая методология только формировалась, но тогда почему он не воспользовался методологией неокантианства для анализа проблем права? Какой методологией Н.Н. Алексеев руководствовался в «евразийский» и «постевразийский» периоды? Почему феноменологический метод, который Н.Н. Алексеев так успешно применил к анализу правовых проблем в работе «Основы философии права», не получил дальнейшего развития в его творчестве?

Четвертая подгруппа источников связана с исследованием, главным образом, социально-философских и нравственных аспектов интеллектуальных исканий Н.Н. Алексеева. Так, И.Н. Судоргина исследовала триаду: «государство», «власть» и «личность» в государственно-правовых взглядах Н.Н. Алексеева. При всей значимости этого подхода за пределами работы оказались многие методологические, онтологические, аксиологические, антропологические и философско-правовые аспекты творчества Н.Н. Алексеева. И.Н. Судоргина предложила периодизацию, во многом схожую рассмотренной выше И.В. Борщ. Основное отличие состояло в определении четвертого периода - духовно-нравственного (религиозная философия, 40-ые – начало 60-х годов XXвека)[13], что не вполне корректно, так как духовно-нравственные аспекты были чрезвычайно значимыми для Н.Н. Алексеева на протяжении всего его творчества, а работы этого периода, например «Мир и душа» или «Формы мышления и атомная революция», не имели в своем содержании значительных философско-религиозных построений. Данные периодизации относятся, скорее, к тенденциям, прослеживаемым в творческих исканиях Н.Н. Алексеева, а не к эволюции его философско-правовых воззрений. Проблеме соотношения морали и права в творчестве Н.Н. Алексеева была посвящена работа А.В. Стукалова, в которой значительное внимание уделялось основаниям этики права исследуемого философа, соотношению права и нравственности[14], что также не давало целостного представления об эволюции его идей и масштабности личности самого мыслителя.

Исследования философского наследия Н.Н. Алексеева в значительной степени носили фрагментарный характер: рассматривались либо отдельные периоды его творчества, в основном евразийский, либо отдельные философские аспекты. До сих пор отсутствуют монографические издания, обращенные к его интеллектуальному наследию. Целостного историко-философского анализа, посвященного эволюции философско-правовых воззрений Н.Н. Алексеева, не проводилось. Устранение этого содержательного пробела позволит полнее увидеть самобытность его философско-правовой концепции, оригинальность философских идей, значимость методологических находок.

Источниковой базой исследованиястали не только работы Н.Н. Алексеева, в том числе, и неизвестные ранее отечественной научной общественности, но и повлиявшие на формирование и развитие его философско-правовых взглядов труды русских философов Б.Н. Чичерина, В.С. Соловьева, Л.И. Петражицкого, П.И. Новгородцева, Б.П. Вышеславцева, Н.О. Лосского, неокантианцев В. Виндельбанда и Г. Риккерта, феноменолога Э. Гуссерля, иррационалиста А. Бергсона и др.[15]

Объектом диссертационного исследованияявляются философские труды Н.Н.Алексеева, написанные в разные периоды его жизни.

       Предметом диссертационной работывыступает историко-философский анализ эволюции философско-правовых воззрений Н.Н.Алексеева.

Цель представленной работы состоит в выявлении и исследовании содержания основных периодов эволюции философско-правовых воззрений Н.Н.Алексеева и реализуется посредством решения следующих исследовательских задач:

- выявить социально-политические, идейно-теоретические предпосылки и основные периоды эволюции философско-правовых идей Н.Н. Алексеева;

- проанализировать суть, специфику и содержание «предъевразийского» периода творчества Н.Н. Алексеева как «научного синтеза» его методологических, философских и философско-правовых воззрений;

- исследовать «евразийский» период интеллектуальной деятельности Н.Н. Алексеева в диалектическом единстве его концепций о евразийском праве и евразийском государстве;

- рассмотреть динамику развития воззрений Н.Н. Алексеева в «постевразийский» период как переход, главным образом, от отечественных философско-правовых вопросов к осмыслению глобальных проблем общечеловеческого значения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения и методы, обеспечивающие целостное видение изучаемой проблемы. При работе с текстами активно применялся метод «герменевтического круга», при помощи которого удалосьпроанализировать социально-политические и идейно-теоретические предпосылки, повлиявшие на формирование философско-правовых воззрений Н.Н. Алексеева. Сравнительно-исторический метод сделал возможным выявление периодизации в развитии философских и философско-правовых взглядов исследуемой персоналии. Аналитико-критический метод позволил рассмотреть его не только как философа права, создателя философско-правовой концепции евразийства, но и философа как такового. Применение методов системности и реконструкции способствовали целостному изучению эволюции философско-правовых воззрений Н.Н. Алексеева. В работе использовался метод интеллектуальной биографии, проявившийся в соотношении биографических факторов и периодов интеллектуальной деятельности Н.Н. Алексеева с контекстом эпохи.

Структура диссертации.Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованной литературы. Во введении рассматривается актуальность и степень разработанности темы, определяются объект и предмет, цели и задачи исследования, обозначаются новизна работы и положения, выносимые на защиту. В разделе первом «Социально-политические и идейно-теоретические предпосылки, периодизация философско-правовых идей Н.Н. Алексеева» рассматриваются теоретические положения и предпосылки, повлиявшие на формирование его мировоззрения, а также определяются основные периоды развития воззрений исследуемого мыслителя. Все это позволяет определить границы интеллектуального пространства, а также временные характеристики, в пределах которых проходила эволюция его философско-правовых идей.В разделе втором «Становление философско-правовых взглядов Н.Н. Алексеева в «предъевразийский» период творчества» анализируются ключевые жизненные моменты и основные работы, написанные мыслителем в это время, определяются сущность, особенности и содержание данного периода, исследуемые на методологическом, философско-правовом и собственно философском уровнях, что позволило сделать исследование более насыщенным. В разделе третьем «Теоретическое обоснование идеи евразийства в философско-правовых исканиях Н.Н. Алексеева» на основе реконструкции биографических событий и философско-правовых представлений рассматриваются основные положения евразийской концепции государства и права, а также различные аспекты его методологических и философских исканий. В четвертом разделе «Специфика философско-правовых воззрений Н.Н. Алексеева в «постевразийский» период и их исторические судьбы» определены суть и специфика исследуемого периода эволюции воззрений Н.Н. Алексеева, установлены ключевые идеи методологического, философского, философско-правового уровней. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы основные теоретические выводы и представлены результаты исследования, а также дано их обоснование.

 

II. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в достижении следующих теоретических выводов:

- определены социально-политические предпосылки, выявлены бинарные тенденции философского мировоззрения Н.Н. Алексеева, обоснована многовекторность эволюции его взглядов;

- реконструировано содержание воззрений мыслителя в «предъевразийский» период его творчества в единстве методологического, философского и философско-правового уровней;

- исследована концепция Н.Н. Алексеева о евразийском праве как элементе культуры, способе социального регулирования, сочетающем право с религией и нравственностью; реконструировано учение Н.Н. Алексеева о евразийском государстве в единстве категориального и концептуального (генетического, нравственного, религиозного, социально-экономического, социально-политического и праксиологического) аспектов;

- рассмотрен «постевразийский» период философско-правовых воззрений Н.Н. Алексеева, характеризующийся динамикой развития его философских взглядов от проблем российско-советской действительности к осмыслению общечеловеческих, гуманитарных проблем.

Новизна исследования состоит также: а) во введении в научный оборот неизвестных работ Н.Н. Алексеева[16]; б) опровержении мнения о Н.Н. Алексееве как исключительно философе права; в) доказано, что он обладал широким философским кругозором, в словосочетании «философия права» упор делал на философию, рассматривал философию как «методологический ключ» к построению жизнеспособной концепции права; г) в обосновании лидерской позиции Н.Н. Алексеева в евразийском движении.

Основные положения, выносимые на защиту и их обоснование.

1. Выявлены тенденции (борьба рационализма и иррационализма в западноевропейской философии, консерватизма и либерализма в отечественной дореволюционной правовой мысли, славянофильства и западничества) и степень их влияния (опосредованная, непосредственная) на эволюцию философско-правовых идей Н.Н. Алексеева; уточнена периодизация его творчества: предъевразийский (1900-1925 годы), евразийский (1926 год-конец 40-х годов XX века), постевразийский (конец 40-х годов XX века -1964 год) периоды.

Противоречия социально-политической, экономической, духовной жизни России рубежа XIX-XX веков в значительной степени определили многовекторность эволюции воззрений Н.Н. Алексеева: от марксизма через активный антимарксизм к либерализму (за правовое государство без революций); от неокантианства через феноменологию к русской религиозной философии; от философии к философии права, а затем к онтологии, антропологии, аксиологии и социальной философии.

На эволюцию философско-правовых воззрений Н.Н. Алексеева оказала влияние борьба тенденций – рационального и иррационального подходов в западноевропейской философии. Рационализм в его трактовке был представлен философскими школами, применявшими к исследованию социально-гуманитарного знания методологию естественных наук. Себя он считал сторонником иррационализма, который понимал не как философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт, а как способ разработки методологии собственно социально-гуманитарного знания. Опосредованное влияние на воззрения Н.Н. Алексеева оказала рациональная тенденция, непосредственное – иррациональная. Бинарные тенденции в отечественной дореволюционной правовой мысли, оказавшие влияние на воззрения Н.Н. Алексеева, – это консервативная (юридический позитивизм) и либеральная (школа «возрождения естественного права» П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого и др.). Опосредованное влияние оказала консервативная тенденция, непосредственное – либеральная. Следующей группой являются славянофильская (упор на самобытное развитие России, ее религиозно-историческое, культурно-национальное своеобразие) и западническая (признание только европейского пути развития России) тенденции, определившие его интерес к идеям евразийства. Опосредованное влияние оказала западническая тенденция, непосредственное – славянофильская. Общую характеристику его философского миросозерцания можно представить так: а) по направленности – это патриотически-либеральные философские воззрения, основанные на уверенности, что путем постепенных социальных реформ, народного просвещения, свободы и постоянного нравственного самосовершенствования можно добиться эффективного развития России, создать совершенное право и государство; б) по содержанию – это философские и методологические воззрения, исследующие природу общества, государства, власти, возможные структуры и формы права, специфику взаимодействия права, морали, религии и т.д.; в) по специфике проявления – это философско-правовые воззрения, в основе которых сочетание права, нравственности и религии, эволюционно изменявшиеся в «предъевразийский», «евразийский» и «постевразийский» периоды, в каждом из которых можно выделить содержательные уровни: методологический, философский, философско-правовой. В личном плане для Н.Н. Алексеева была характерна: любовь к своему Отечеству, готовность сохранять верность своим философским взглядам независимо от изменений политической конъюнктуры; его как и многих русских философов можно было назвать «Пифагором без пифагорейцев» (В. Соловьев).

2. Суть «предъевразийского» периода творчества Н.Н. Алексеева состояла в определении своего научного статуса и места в панораме философских школ и позиций. Особенности этого периода проявлялись: а) в стремлении философскими и философско-правовыми средствами повлиять на социально-политические и прочие процессы, происходящие в России; б) в эволюции его мировосприятия от философской методологии к методологии философско-правовой; в переходе от общих проблем права и государства к проблемам философии права; в) в устоявшихся представлениях о Н.Н. Алексееве как о философе права, хотя область его философских интересов была шире и включала в себя методологический (разработка принципов методологии «научных синтезов», нового типа рациональности), философский (выявление природы социально-гуманитарных знаний, специфики социального познания) и философско-правовой (обоснование правовой структуры, соотношения права, нравственности, религии) уровни. К методологическим достижениям периода следует отнести стремление Н.Н. Алексеева создать собственную методологию как «научный синтез» достижений неокантианства, феноменологии и русской религиозной философии (методология «научных синтезов»). Она реализовывалась посредством ряда принципов: 1) исследовать конкретные социальные системы, а не абстрактные социальные теории, подогнанные заранее под данную теоретическую схему; 2) сочетать методологию с содержательными проблемами социальной философии и правоведения; 3) последовательно проводить методологический критицизм; 4) учитывать рациональные требования логики, гносеологии и аксиологические начала в исследовании; 5) осуществить переход от всеобщих моральных норм к индивидуальным особенностям их проявления. Он предлагал новый («неэвклидов») тип рациональности для изучения социально-гуманитарных реалий, основанный на взаимодействии рационального и ценностного. В современной философии эта идея оформилась как «постнеклассический тип рациональности». Собственно философские достижения были связаны с выявлением природы социально-гуманитарных знаний, подготовкой переворота в области исследования общественных наук на основе осознания специфики социального познания. Н.Н. Алексеев отрицал слепое копирование естественнонаучного рационализма при изучении социальных явлений.

Философско-правовой уровень достижений Н.Н. Алексеева состоял в новом подходе к философии права. Он предлагал покинуть поле научных определений права и перейти к разработке правовой структуры, состоящей из элементов: 1) субъект права (юридический и нравственный), 2) ценности права (миросозерцание – ценности первого порядка; социокультурные вопросы бытия и жизнестроительства – ценности второго порядка; политические и правовые, закрепленные в исторически сложившихся институтах, формах жизни – ценности третьего порядка), 3) идеал права (предельная реалистичность и конкретность как главное отличие от иллюзорности идеала социального). Взаимодействие элементов правовой структуры превращает фрагменты действительности в правовые. Н.Н. Алексеев понимал право как максимум нравственности, чем ниже в обществе нравственное сознание, тем выше правовой нигилизм.

3. Основное предназначение «евразийского» периода эволюции философско-правовых воззрений Н.Н. Алексеева заключалось в философском осмыслении движения от общечеловеческих проблем к проблемам современной ему российско-советской действительности. Специфика периода проявилась: в философском осмыслении противоречий между евразийством и марксизмом (большевизмом), евразийством и странами западной демократии; в осознании особой цивилизационной миссии России: переходе от системы «Россия-Евразия» к триаде «Россия - Советское государство - Евразия». Методологическое содержание периода состояло в разработке на базе «научных синтезов» методологии «интегрального права» как права аксиологического. Философско-правовое содержание периода заключалось в создании концепции евразийского права и государства. Философское содержание состояло в единстве критического и позитивного аспектов.

Достижениями методологического уровня этого периода являлись: а) эволюция от методологии «научных синтезов» к методологии «интегрального права», как права аксиологического (познавательно-ценностного); б) определение содержания общеметодологической группы принципов: принцип иррациональности философского процесса мышления (иррациональной он считал всю сферу социально-гуманитарных знаний); принцип «мертвой точки» (история философии это череда кризисов, «мертвых точек»); принцип «масштабной целостности» (видеть философский процесс не по частям, а в целостности); принцип связи философии с «живой жизнью» (теории с практикой). Н.Н. Алексеев также определил содержание частнометодологических принципов, распространявшихся на философию права и государства: принцип отказа от «европейского эгоцентризма»; принцип противопоставления органицистского (присущего восточным правовым культурам нравственного понимания социальной справедливости) и механицистского (в правовых западных культурах индивид - самодовлеющая единица, а договорные отношения заменяют нравственность).

Проведенная реконструкция позволила выявить достижения философско-правового уровня Н.Н. Алексеева. Его евразийское учение о праве основано на нравственном самоограничении органов власти, соблюдении прав своих граждан, гармоничном сочетании с религией. Евразийское право – ветвь (элемент) культуры, один из способов социального регулирования, переходит из разряда эмоциональных переживаний к области ценностно-позновательного: субъект права обнаруживает ценности, без иерархии ценностей право не существует, высшей правовой ценностью (идеалом) является социальная справедливость. В понимании Н.Н. Алексеева, евразийское право должно защищать свободу человека, давать ему право на внутреннее развитие, независимое выражение мыслей и т.д.

Учение о евразийском государстве Н.Н. Алексеева состояло из категориального раздела, включавшего круг исходных понятий евразийства («идея-правительница», «симфоническая личность», «идеократия», «демотия») и концептуального раздела, рассматривавшего пять аспектов данной проблемы: 1) генетический (государство как «союз мира»); 2) нравственный (государство как «русская правда», в котором предпочтение отдается не внешней правде, формальной справедливости, а правде внутренней, где право не разделено со справедливостью непроходимой стеной; государство - понятие более нравственное, чем правовое); 3) религиозный («правовое православное государство», одухотворяемое религиозным идеалом); 4) социально-экономический и социально-политический («гарантийное государство», гарантирующее права безопасности человека, защиты его судом, равенства всех перед законом, гарантии не проводить всю жизнь в зарабатывании прожиточного минимума, а роста в духовном и культурном плане); 5) праксиологический (государство «народной воли», способное сочетать твердую власть (начало диктатуры) с народоправством (началом вольницы и со служением социальной правде). Евразийское государство определялось как организация жизни особого мира «Россия-СССР-Евразия»: идеократическое, демотическое в политике; надклассовое в социальной сфере; государственно-частное в экономической жизни; православное, религиозно-нравственное в духовной жизнедеятельности. Православие, соборно единящее всех верующих, является сосредоточением не только русской, но и всей евразийской культуры.

В концепции евразийского права и государства Н.Н. Алексеев говорит о «третьем пути» развития: ни социализм, ни капитализм, а «система государственно-частного хозяйства», способная возникнуть только в результате «религиозного и духовного возрождения». История виделась ему ветвистым деревом, в котором западноевропейский путь развития даже не основной (эталонный) ствол, а лишь одна из ветвей среди множества других. Насаждение ценностей чужой культуры грозит гибелью русской культуры. Концепция евразийского государства и права наиболее пригодна для сохранения идентичности как русского, так и других народов мира, поскольку сочетает верность многовековой традиции и социальные инновации.

Философская проблематика этого периода подразделялась на критическую (его несогласие с позицией Н.А. Бердяева о признании объективного познания низшим, способным только уяснять общее, но не способного познать «бытие в себе»; о проблеме предмета философского знания, где только личностный аспект делает философию возможной в принципе, так как, по мнению Н.Н. Алексеева, философ выражает не какую-либо человеческую похоть, а объективный мир: «через философа мир философствует»), и позитивную (необходимо отметить его серьезный интерес, например, к антропологической проблематике). Он рассматривает человека традиции (тип античного, греко-византийского, православного) и человека новации (тип фаустовского, католического или протестанского).

4. Смысл философских исканий Н.Н. Алексеева в постевразийский период состоял в интеллектуальном движении от проблем российско-советской действительности к осмыслению общечеловеческих, гуманитарных. Особенностью этого периода был «духовный поворот» Н.Н. Алексеева (десятилетняя философская депрессия, творческое молчание) в сторону идей демократического государства, либеральных ценностей. Содержание идей методологического уровня: соотношение познавательного и ценностного начал в социально-гуманитарных исследованиях, идеи постнеклассического типа рациональности. Идеи философского уровня: необходимость патриотически-оборонческой защиты Отечества (Россия - СССР); экуменическая идея вселенского характера христианства; антифашистский и антивоенный манифест; идея соотношения души и материи; соотношение религии, нравственности, духовной метафизики в контексте достижений научно-технического прогресса. Н.Н. Алексеев занимался исследованием онтологических, гносеологических и антропологических проблемы. Идеями философско-правового уровня являются: проблема становления и развития государства в контексте истории западноевропейских политических учений; взаимосвязь церкви, государства, права и т.д.

Успехи методологического уровня проявлялись в конкретизации методологии «научных синтезов» в методологии познавательно-ценностного подхода к анализу социально-гуманитарных явлений и процессов. Ценностные аспекты предлагаемой методологии должны были ограничить строгую рациональность, так как культурно-историческое бытие не есть бытие строго логическое и рациональное. Предлагаемые положения: а) социальные процессы не только познаются, но и оцениваются; б) социальное познание предполагает уяснение внешней и внутренней иерархий ценностей; в) познавательно-ценностное исследование основывается на интуиции и религиозной мистике.

Философско-правовой уровень достижений Н.Н. Алексеева был связан с выходом за рамки концепции евразийского государства и права, и хронологическим изложением истории развития идеи государства в западноевропейских политико-правовых концепциях. Исследовательское внимание он концентрирует на анализе «идеальных типов властвования»: единовластие (монарх), многовластие (философы по Платону, апостолы, пролетариат как класс), народоправство (ранние формы демократии). Этим трем основным идеальным типам властвования он противопоставлял четвертый идеал «смешанной» («умеренной») формы государственного устройства или конституционного государства. Н.Н. Алексеев установил исторически повторяющиеся типы отношений между личностью и обществом: «социальный индивидуализм», когда личность по своей нравственной и духовной ценности выше общества; «социальный универсализм» - полное подчинение личности обществу; «социальный дуализм», обеспечивающий равновесие личностных и социальных ценностей, полагая за этим типом личности правовое будущее. Важное значение в его творчестве занимают вопросы политического и правового оформления и совершенствования государственной власти.

Философское содержание этого периода проявлялось в активном исследовании онтологических, гносеологических и антропологических проблем. В онтологическом плане он исходил из признания идеального начала бытия – Свет как «Живой Смысл». Постижение этого Высшего Смысла и есть основная задача религии, науки, философии. Бытие возникает из Ничто (обнаруживает Смысл) и это Ничто рано или поздно возвращается (Смысл исчезает, рушится). Поэтому он и рассматривал Смысл как высшую (исходную) категорию философии. Познание объективного мира представлялось ему синтезом объективного, субъективного и мистического, порождаемого процессами, происходящими в «темной мировой душе». В его понимании познание есть процесс припоминания человеком того, что заложено в архетипах бессознательного. Влияние платонизма и психоанализа на эти представления очевидно.

В середине 50-х годов XX века Н.Н. Алексеев возвращается к вопросу онтологического осмысления мира. Он видит предназначение философии в стремлении осветить те блики мира, которые наука упускает из вида, и предлагает проект новой философии – философии критического реализма, опирающейся на науку, динамику, и избегающей крайностей атеизма и религиозной мистики. Руководствуясь перечисленными чертами философии критического реализма Н.Н. Алексеев пытается создать современную ему онтологическую картину мира, двигаясь в своем осмыслении от космологии (абсолютность и относительность пространства, реалистические теории пространства, трансцендентальный идеализм Канта, конвенционализм, теории математического пространства, новейшие теории пространства, измерение времени, время как четвертое измерение пространства, субъективизм и объективизм в истолковании и времени) через рассмотрение проблем новой физики как диалектики природы (различные определения физической субстанции и физического мира в целом) к пониманию психического бытия (философские воззрения на психику, жизнь как материальная база психики, проблемы взаимодействия мозга и души, диалектика душевной жизни: душа как микрокосмос, растительная душа, животная душа, душа человека).

Антропологическое видение основывалось на трех уровнях погружения: 1) философская антропология, исследующая метафизическую природу человека; 2) аксиологический анализ основных витальных человеческих состояний («жизнь» - «сметь», «свобода» и «ответственность», «справедливость»); 3) антропология социальных отношений («война», «насилие», «расизм»). Многие из работ, написанные Н.Н. Алексеевым в этот период, сохранили актуальность философского звучания. Его идеи о фашизме («демонократии»), о насилии, войне, социальной справедливости, свободе личности, правах человека значимы и в современных условиях.

Неоевразийство развивает теоретические идеи классиков этого движения, в том числе, и Н.Н. Алексеева, предлагая на основе СНГ воссоздать Евразийский Союз на новой идейной платформе. Евразийский Союз – это диалог традиционных для России религий (христианства, иудаизма, буддизма, ислама) без ущемления догматов веры; диалог культур, их свободы и самобытности; нравственное совершенствование общества и каждого его члена, направленное на достижение высшего этапа философского, нравственного и религиозного понимания мира.

Историко-философское исследование эволюции философско-правовых воззрений Н.Н. Алексеева служит подтверждением истинности мысли о том, что нет истории и философии русского зарубежья, а есть история и философия Отечества.

 

III. НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ, И АПРОБАЦИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение работы состоит в том, что она восполняет содержательный пробел в исследовании философского наследия Н.Н. Алексеева, дает целостную панораму эволюции его взглядов как научного синтеза методологического, философского и философско-правового уровней. Полученные результаты позволяют увидеть сложную социально-философскую, правовую и духовную динамику формирования и развития философского мировоззрения Н.Н. Алексеева, реконструировать основные содержательные аспекты не только его философско-правовой концепции, но и философских взглядов в целом. Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты и выводы исследования могут быть использованы при изучении курсов истории философии, истории отечественной философии, философии права, социальной философии.

Апробация результатов исследования. Результаты данного историко-философского исследования представлялись для обсуждения на международных научных конференциях (Белорусский государственный университет культуры и искусства-2011 год, Орловский государственный университет-2011 год, Академия гражданской защиты МЧС РФ-г. Новогорск-2011 год), на научных конференциях (Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования-2011, 2012 года). По теме диссертационного исследования были сделаны доклады на заседаниях кафедры истории и философии образования и науки Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования; кафедры общественных наук Военно-технического университета (г. Балашиха).

Основное содержание и выводы диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

  1. Статьи в ведущих научных журналах, рекомендованных ВАК:

1.Бузук Н.Г. Основные аспекты философско-правовой концепции евразийства Н.Н. Алексеева// Вестник МГОУ. Серия философские науки. № 1/2011. С. 58-63.

2.Бузук Н.Г. О выходе из кризиса правосознания в контексте философско-правовых исканий Б.Н.Чичерина, П.И. Новгородцева и Н.Н. Алексеева// Вестник МГОУ. Серия философские науки. № 2/2011. С. 85-89.

3.Бузук Н.Г. Фундаментальные основания философии права Н.Н.Алексеева// МГГУ им. М.А. Шолохова. Социально-гуманитарные знания. 2011. Вып.4. С. 343-348.

4. Бузук Н.Г. Философско-правовое учение Н.Н. Алексеева о евразийском праве и государстве (опыт реконструкции)// Вестник МГОУ. Серия философские науки. № 3/2012. С. 70-75.

II. Статьи, опубликованные в международных научных журналах:

5. Бузук Н.Г. Н.Н.Алексеев «О новом фундаменте для построения общественной философии»// Сб. экология культуры. XVIIмеждународные кирилло-мефодиевские чтения, посвященные дням славянской письменности и культуры (Минск, 26-28 мая 2011).-Минск: Бел. гос. ун-т культуры и искусства, 2012. С.13-22.

III. Статьи, опубликованные в других научных журналах:

6. Бузук Н.Г. О влиянии философии права П.И. Новгородцева на становление евразийско-правовых воззрений Н.Н. Алексеева// Симбирский научный вестник № 2. 2010. С. 130-135.

7.Бузук Н.Г. Теоретические истоки философско-правовых воззрений Н.Н. Алексеева// Гуманитарный вестник ВТУ № 3 (15) 2010. С. 30-41.

8.Бузук Н.Г. Н.Н. Алексеев об эволюции социально-философского натурализма// Гуманитарный вестник ВТУ № 2 (17) 2010. С. 55-60.

9.Бузук Н.Г. Эволюция философско-правовых воззрений Н.Н. Алексеева// Гуманитарный вестник ВТУ № 2 (17) 2010. С. 41-53.

10.Бузук Н.Г. Евразийство и философско-правовая концепция Н.Н Алексеева// Гуманитарный вестник ВТУ № 1 (16) 2011. С. 50-58.

11.Бузук Н.Г. Н.Н. Алексеев о «Философии хозяйства» С.Н. Булгакова: аргументы «pro» и «contra»// Сборник научных статей Орловского государственного университета по материалам V Всероссийской научной конференции с международным участием «Булгаковские чтения». 2011. С. 57-61.

12.Бузук Н.Г. Философско-критическая часть правовой концепции евразийства Н.Н. Алексеева// Академия гражданской защиты МЧС России. Материалы XXI Международной научно-практической конференции «Предупреждение. Спасение. Помощь. Современность и инновация». Секция: «Гуманитарные проблемы безопасности в современном обществе». 2011. С. 5-7.

13.Бузук Н.Г. Н.Н. Алексеев о природе социально-гуманитарного знания// Сборник научных статей Российского нового университета по материалам Международной научной конференции «Цивилизация знаний: проблема человека в науке XXI века» (секция Гуманитаризация знаний и образования в XXI веке). 2011. С. 98-102.

14. Бузук Н.Г. Праксиологический аспект евразийского государства в трудах Н.Н. Алексеева// Гуманитарный вестник ВТУ № 1 (20). 2012. С. 16-20.

15. Бузук Н.Г. Н.Н. Алексеев о государстве «народной воли» как праксиологическом аспекте евразийского государства// Сборник материалов XV междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей.-М.: АПКиППРО. 2012. С. 107 -111.

Общий объем публикаций более 6 п.л.



[1] Работы Н.Н. Алексеева в советский период по идеологическим причинам не издавались. В 1998 г. был опубликован сборник его некоторых статей (См.: Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. – М.: Аграф, 1998), а позже были переизданы некоторые книги (См.: Алексеев Н.Н. Основы философии права. – СПб.: Лань, 1999 и Алексеев Н.Н. Идея государства. Очерки по истории политической мысли. – СПб.: Лань, 2001).

[2] Основное содержание евразийства дано в книгах-манифестах: Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. София, 1921; На путях. Утверждение евразийцев. Берлин, 1922; Евразийство. Опыт систематического изложения. Париж. 1926 и др.

[3] См.: Бердяев Н.А. О евразийцах//Путь.-Париж, 1925. С. 134; Степун Ф.А. Россия между Европой и Азией//Новый журнал.-Нью-Йорк, 1962. Кн. 69. С. 255; Флоровский Г.В. Евразийский соблазн//Современные записки.-Париж, 1928. № 34. С. 312 – 346 и др.

[4] См.: Зеньковский В.В. История русской философии. – М.: Академический проект, Раритет, 2001. С. 777; Емельянов Б.В. Русская философия XX века. - Екатеринбург: Уральский университет, 2003. С. 399 – 411; Хоружий С.С. Философия под антропологическим углом зрения//Философский журнал, 2009. № 2 (3). C. 22—38; Дугин А.А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством.-М.: Арктогея-центр, 1999 и т.д.

[5]См.: Бондарева Я.В. Генезис методологических основ русской религиозной философии.-М.: МГОУ, 2011; Она же. Методологические основы русской религиозной философии: историко-философский анализ.-М.: МГОУ, 2011; Демина Л.А. Парадигмы смысла.-М.: Изд-во МГОУ, 2005; Деникин А.В. Социально-философская мысль России ХIХ века (консерватизм и либерализм).-М.: ВГНА МНС России, 2002; Деникина З.Д. Методологические проблемы философии права.-М.: ВГНА МНС России, 2005.; она же. Становление основных философско-правовых парадигм новейшего времени. Автореф. дис…д. филос. наук.-М.: МГОУ, 2006; Кокорин А.А. Идеология: теория, методология, методика (хрестоматийные заметки).-М.: Изд-во МГОУ, 2009; Макеев С.В. Феномен технократизма: социально-философский анализ.- М.: Изд-во МГОУ, 2005; Михалкин Н.В. Философия права. - М.: Юрайт, 2011; Песоцкий В.А. Художественная литература: социально-философский анализ.-М.: Изд-во МГОУ, 2008; Семаева И.И. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XXв.-М.: Изд-во МГОУ, 1993; она же. Семаева И.И. Поиск идентичности: русская религиозная философия XXв. и ее духовные основания.-М.: Изд-во МГОУ, 2004.

[6] См.: Овчинникова С.П. Российская правовая государственность: евразийский проект Н.Н. Алексеева. Автореф. дис. …канд.. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2001.

[7] См.: Новоженина И.В. Государственно-правовое учение Н.Н. Алексеева. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Уфа. 2002.

[8] См.: Шишкова А.В. Социокультурная концепция управления российским государством Н.Н. Алексеева. Автореф. дис. … канд. филос. наук. М. 2011.

[9] См.: Гурвич Г.Д. Рец.: Н.Н. Алексеев: Основы философии права. Прага: Пламя, 1924//Современные записки. 1924. Кн. XXI. С. 397 – 400.

[10] См.: Ахматов А.В. Философия права евразийства. Историко-философский анализ. Автореф. дис. … канд. филос. наук. М. 2009.

[11]См.: Борщ И.В. Философия права Н.Н. Алексеева. Автореф. дис. … канд. филос. наук. М. 2005; Дефорж И. Философия права Н.Н. Алексеева. Автореф. дис. … канд. филос. наук. М. 2006.

[12]Не вносят ясности и комментарии И.В. Борщ: «… становление философско-правовой концепции Н.Н. Алексеева происходит именно в феноменологический период, так как в предыдущий, то есть неокантианский период, только начинает формироваться методологический и гносеологический подход Н.Н. Алексеева к проблеме права, а в последующий, «евразийский», его философско-правовые идеи конкретизируются в практических предложениях и проект постсоциалистического права и государства». Борщ И.В. Философия права Н.Н. Алексеева. Автореф. дис. … канд. филос. наук. М. 2005. С.12.

[13]См.: Судоргина И.Н. «Государство», «власть», «личность» в государственно-правовой концепции Н.Н. Алексеева. Автореф. дис. …канд. филос. наук. Саратов, 2008.

[14] См.: Стукалов А.В. Этика права Н.Н. Алексеева. Автореф. дис. … канд. филос. наук. Тула, 2007.

[15] См.: Чичерин Б.Н. О началах этики//Философские науки. 1989. №9. С.31-42; он же. Философия права.-М.,1900; Соловьев В.С. Оправдание добра.-М.: Республика, 1996; Петражицкий Л.И. К вопросу о «возрождении естественного права» и нашей программе: по поводу диссертации П.И. Новгородцева «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве»//Право, 1902. № 41. С. 169-179; он же. Теория права и государства в связи с теорией нравственности.-СПб., Т.1., 1909; Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания//Вопросы философии и психологии.-М., 1906. Кн. 184. С. 420-450; он же. Науки общественные и естественные (несколько слов по поводу книги Н.Н.Алексеева)//Вопросы философии и психологии.-М., 1913.-Год XXIV, кн.120 (V). С. 716-721; он же. О задачах современной философии права.-СПб., 1902; он же. Об общественном идеале.- М.: Изд-во «Пресса», 1991; он же. Конспект к лекциям по истории философии права.-М., 1909; он же. Право и нравственность//Правоведение. 1995. № 6. С. 106-118; Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии.-Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1935; Лосский Н.О. Интуитивная философия Бергсона.-М.:Путь, 1914; он же. Мир как органическое целое.-М.: Директ-Медиа, 2008; Виндельбанд В. Природа и история//Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т.2.-М.: Терра-Канон-Пресс, 2000; Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре//Культурология. XX век. Антология.-М.: Юрист, 1995. С. 176-189; Гуссерль Э. Философия как строгая наука.-Новочеркасск: Сагуна, 1994; Бергсон А. Творческая эволюция.-М.-СПб.: Русская мысль, 1914.

[16]См.: Алексеев Н.Н. Мир и душа.-Женева, 1955; AlexeiewN.N. undZeitzeffLeo. SowjetstaatundVölkerrecht.-Breslan: Kern, 1931; он же. Буржуазия//Народоправство.-Нью-Йорк,1917.№1.С.4-7; он же. Анархизм//Народоправство. -Нью-Йорк,1917.№2.С.2-3; он же. Спасение или очищение?//Народоправство.-Нью-Йорк,1917.№4.С.2-3; он же. Современный кризис//Народоправство.-Нью-Йорк,1917.№17.С.12-13; он же. Оборонческое движение//Новая Россия.-Париж,1936.№4.С.10-12; он же. Собрания «Новая Россия» (речь Н.Н. Алексеева) //Новая Россия.-Париж,1936.№ 5.С.12; он же. «Свободные советы» и реформа конституции//Новая Россия.-Париж,1936.№7.С.4-6; он же. Старая и новая конституция//Новая Россия.-Париж,1936.№ 9.С.7-9; он же. Университетский устав 1936 г.//Новая Россия.-Париж,1936.№10.С.9-10; он же. Две морали//Новая Россия.-Париж, 1936. № 14. С. 7-8; он же. Вторая скрипка//Новая Россия.-Париж, 1936. № 16. С. 12-13; он же. Итоги съезда//Новая Россия.-Париж,№18.1936.С.5-7; он же. Возвышающий обман//Новая Россия.-Париж,1937.№ 20.С.9-10;он же. Процесс Пятакова Сокольникова: Проф. Н.Н. Алексеев: Изобличенный Смердяков//Новая Россия.-Париж,1937.№21.С.11-12; он же. Что стало с ВКП(б)//Новая Россия.-Париж, 1937.№ 24.С.7-10; он же. О «школе» М.Н. Покровского//Новая Россия.-Париж,1937.№ 25.С.7-8; он же. На правом фронте//Новая Россия.-Париж,1937.№28.С.5-8; он же. Армия и партия//Новая Россия.-Париж,1937.№30.С.8-10; он же. Что же дальше?//Новая Россия.-Париж,1937.№31.С.4-6; он же. Избирательная кампания открылась//Новая Россия.-Париж,1937.№34.С.8-9; он же. Некоторые итоги советской и иностранной политики//Новая Россия.-Париж,1937.№35.С.9-11; он же. Выборы приближаются//Новая Россия.-Париж,1937.№37.С.9-11; он же. Парад единодушия//Новая Россия.-Париж,1938.№ 40.С. 4-6; он же. Судебно-театральное зрелище//Новая Россия.-Париж,1938. № 42-43.С.14-16; он же. Культура лжи//Новая Россия.-Париж,1938.№44.С.12-13; он же. Что происходит в России?//Новая Россия.-Париж,1938.№46.С.3-5; он же. Новая избирательная компания//Новая Россия.-Париж,1938.№48.С.4-5; он же. Украинский вопрос в немецком освещении//Новая Россия.-Париж,1938. № 49.С.8-9; он же. Итоги и перспективы//Новая Россия.-Париж,1938.№53-54.С.13-14; он же. Демократия после Мюнхена//Новая Россия.-Париж,1938.№55-56.С.17-18; он же. Украина в свете германского империализма//Новая Россия.-Париж,1938.№58.С.8-10; он же. Демократия и социализм//Новая Россия.-Париж,1938.№58.С.1012; он же. Уроки прошлого//Новая Россия.-Париж,1939.№59.С.10-11; он же. Современная Германия и славянство//Новая Россия.-Париж,1939.№60. С.5-7; он же. «Реформа» устава ВКП(б)//Новая Россия.-Париж,1939.№62.С10-12; он же. Порабощенная Чехия//Новая Россия.-Париж,1939.№64.С.7-9; он же.Советский изоляционизм//Новая Россия.-Париж,1939.№65.С.7-9; он же. На международном фронте//Новая Россия.-Париж,1939.№68.С.4-7; он же. Германская стихия//Новая Россия.-Париж,1939.№72.С.15-16; он же. О русском империализме//Новая Россия.-Париж,1939.№66-67. С.7-8; он же. Рах germanica//Новая Россия.-Париж,1940. №76-77.C.23-24; он же. Размышления о федерации//Новая Россия.-Париж,1940.№ 80-81.С.30-32; он же. Россия и эмиграция//Новая Россия.-Париж,1940. № 82-83.С.11-12 и др.